Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости управления

18 мая 2018

От стрелка до военного комиссара

Сагит Сагирович Заминов родился 29 сентября 1925 года в простой крестьянской семье, проживавшей в селе Балыка Камышлинского района Куйбышевской области.

Рано лишившись отца, 11-летний Сагит сразу повзрослел и научился быстро принимать решения в ответственные моменты жизни, отвечать за свои поступки, помогать матери «тащить» на своих детских плечиках домашнее хозяйство и одновременно учиться в школе.

Но именно эти жизненные обстоятельства и пригодятся ему через 7 лет. Благодаря врожденным смекалке и ловкости, приобретенным выносливости и трудолюбию Сагит Заминов, начав в 18 лет свою военную службу в годы Великой Отечественной войны в январе 1943 года стрелком, уже в 1944 году станет командиром стрелкового взвода 1047 стрелкового полка, 284 стрелковой дивизии 17 армии Забайкальского военного округа.

Именно эти качества помогут ему вместе с другими бойцами решать в годы войны трудные, а порой, казалось бы, невыполнимые задачи. Такой была задача по разгрому Квантунской армии, освобождению от японских оккупантов Маньчжурии и Северной Кореи.

Успешное выполнение этих задач должно было оказать решающее влияние на сокрушение японских войск на Южном Сахалине и Курильских островах и в конечном счете ускорить капитуляцию Японии. Решительный характер цели стратегической наступательной операции определил и основное содержание ее замысла. Он заключался в том, чтобы силами войск Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов осуществить стремительное вторжение в Маньчжурию по сходящимся в ее центре направлениям, при этом основные удары нанести с территории Монгольской Народной Республики на восток и из советского Приморья на запад, рассечь главную группировку войск Квантунской армии, окружить и последовательно уничтожить ее по частям в Северной и Центральной Маньчжурии, овладеть важнейшими военно-политическими центрами Шэньяном, Чанчунем, Харбином, Гирином.

Удар со стороны Забайкалья, с территории Монгольской Народной Республики, предполагалось нанести основными силами Забайкальского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского.

Советским войскам предстояло преодолеть безводную пустынную степь, а также труднодоступный горный хребет Большой Хинган!

Позднее, уже в мирное время, публицисты вот так напишут о делах минувших лет (при подготовке использованы материалы, размещенные на сайте www.omskcity.ru): «Трудности перехода через безводные, раскаленные солнцем пустыни Гоби и преодоление горного хребта Большого Хингана, не имеющего проторенных дорог, можно объяснить тем, что японское командование считало этот путь для передвижения войск невозможным. Оно не ожидало появления советских войск с этого направления.

Но что считало невозможным японское командование, то стало возможным, выполнимым для русского солдата.

Этот героический переход начался 20-го июля 1945 года. Неласково встретила воинов мертвая, раскаленная пустыня. С каждым днем все глубже и глубже вторгались гвардейцы в безлюдное, унылое пространство монгольской безводной степи. Она удивила людей своей бескрайностью, казалось, ей не было конца. Ни деревца, ни травинки, кругом раскаленный песок, а над головой нещадно палящее солнце. Ночью же температура была минусовой.

Части дивизии растянулись длинной вереницей. Был установлен строжайший питьевой режим. Боеприпасы и вооружение транспортировались на конских вьюках, на верблюдах.

12 дней твердо шагали гвардейцы, глубоко утопая в песке. Постепенно люди стали уставать, падать. Но они снова поднимались и шли на штурм мертвой пустыни.

В последние дни преодоления пустыни Гоби, когда на горизонте стали вырисовываться предгорья Большого Хингана, когда люди, казалось, совсем выбились из сил, командир дивизии приказал развернуть в частях боевые знамена. В головных колоннах каждого полка взвивались алые полотнища. Прославленные боевые знамена звали гвардейцев вперед. По колоннам пошла гулять песня. И словно какая-то живительная струя пронеслась по рядам, запала в душу солдата. Колонны подтянулись, тверже стал шаг. Отошел в сторону страх перед мертвой пустыней, теперь воины были не одни, с ними была частица их Родины - алое знамя.

Так, с развернутыми знаменами, шли гвардейцы на штурм пустыни Гоби и Большого Хингана».

         За этот героический переход, «за преодоление безводных степей Монголии и форсирование горного хребта Большого Хингала» гвардии мл. лейтенанту Сагиту Сагировичу Заминову приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР от 30.09.1945 № 378 объявлена благодарность.

         У С.С. Заминова на груди парадного кителя много наград, среди них и «За отвагу», «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За безупречную службу» и «За воинскую доблесть»…

         Был он за время службы командиром стрелкового взвода, командиром взвода контрразведки, командиром взвода автоматчиков, начальником штаба и военным комиссаром Добровского районного военного комиссариата Липецкой области.

         Но где бы он ни был, о нём говорили, что это «культурный, инициативный и решительный офицер с твёрдым характером, требовательным отношением к себе и заботливым отношением к подчиненным».

В сентябре 2018 года Сагиту Сагировичу Заминову исполнится 93 года. Пожелаем ему от всей души долголетия, крепкого здоровья и оптимизма!