В одном из первых среди субъектов Российской Федерации в период с 2015 по 2018 годы в Липецкой области создана и введена в постоянную эксплуатацию система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивающая повышение оперативности реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения и вызов экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», а также уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций. Основные цели создания системы - 112: – ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных и дежурных служб; – организация удобного вызова экстренных оперативных и дежурных служб по принципу "одного окна", позволяющая позвонившему не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней; – уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций; – гармонизация способа вызова экстренных оперативных и дежурных служб с законодательством Европейского союза и с другими субъектами РФ. Назначение системы - 112: – прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру «112» от населения и систем мониторинга важных объектов; – передача в экстренные оперативные службы сообщений о вызовах с возможностью их подключения к разговорам; – оптимальное использование сил и средств экстренных служб при реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях); – поддержка единого информационного пространства для всех участников системы.
Система - 112 решает следующие задачи: – приём вызовов, поступивших по номеру "112" и обеспечение необходимой психологической поддержки позвонившему; – автоматическое определение номера абонентского устройства, получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования на вызов; – регистрация и документирование всех входящих и исходящих телефонных вызовов (запись, архивирование, поиск, передача и др.); – обеспечение дозвона до позвонившего лица в случае преждевременного разъединения установленного соединения; – передача данных о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) для организации экстренного реагирования; координация, управление и поддержка межведомственного взаимодействия при реагировании на поступившие вызовы, в ситуациях, требующих участия нескольких оперативных служб; – анализ поступающей информации о происшествиях; – ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также об основных результатах реагирования; – формирование статистических отчётов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях), представление информации для принятия решений по предотвращению и/или ликвидации последствий; – обеспечение возможности приёма вызовов (сообщений о происшествиях) на русском и других языках; – протоколирование действий персонала системы для контроля вносимых изменений и исключения случаев искажения информации, а так же для последующего анализа действий дежурных сил.
Система - 112 Липецкой области территориально-распределенная с децентрализованной схемой приема и обработки вызовов, то есть при вызове на номер "112" сначала определяется географическое положение телефона, с которого был совершен вызов, далее звонок направляется оператору системы - 112 в единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (далее - ЕДДС). Надежность системы обеспечена по всем значимым параметрам, в том числе создан центр обработки вызовов системы - 112 Липецкой области (далее - ЦОВ). ЦОВ не только выполняет функции ядра системы, но и "страхует" диспетчерские службы ЕДДС муниципальных образований, то есть если в течение 8 секунд вызов по причине высокой загруженности не будет принят в ЕДДС, то его примет и обработает ЦОВ. Кроме того, в Липецкой области создан и функционирует резервный ЦОВ, который может полностью дублировать работу ЦОВ при его выходе из строя. В настоящее время система - 112 обеспечивает информационное взаимодействие дежурно-диспетчерских служб 01, 02, 03, 04 и антитеррор на территории Липецкой области, но в перспективе объединит также и другие необходимые населению службы, например ЖКХ. Система - 112 помогает жителям области в затруднительных ситуациях. Ежегодно в систему - 112 поступает более полумиллиона вызовов и не один не остается без должного внимания.